Газета,
которая объединяет

Не вглубь, а вширь

Как живет главная автодорога Воронежской области
Рубрика: от
Автор:

Согласно статистике, протяженность дорог в Воронежской области составляет 9398,5 километра. Сюда входят как широкополосные магистрали, так и узенькие однополоски, дороги как с хорошим покрытием, так и без него. Но во всем многообразии трасс и направлений без труда можно выделить самую главную транспортную артерию региона – трассу М4 «Дон».

Она пронизывает область с севера на юг, и ее значение для региона сложно переоценить. По ней воронежцы ездят в столицу и города центральной России, по ней же каждое лето совершают вояжи на отдых в Краснодарский край. От того, в каком состоянии будет наш участок этой федеральной трассы, во многом зависит транспортное развитие области, ведь на М4 также завязано большинство региональных и сельскохозяйственных перевозок.

Реконструкция

В свое время министром транспорта Игорем Левитиным была поставлена задача превратить всю трассу М4 в шоссе первой категории. А именно – минимум с четырехполосным движением, разделительным барьером, а также многоуровневыми развязками. Очевидно, что привести в соответствие с этими правилами всю трассу не получится – максимум отрезок до Джубги. Дальше начинается горный серпантин, на котором расширить дорогу до нужного значения нереально. Но самые важные населенные пункты (Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар) шоссе первой категории должно охватить, плюс решить транспортную проблему во время Олимпиады (ведь М4 уже нарекли «олимпийской» трассой). Если, конечно, план удастся выполнить.

Справедливости ради нужно заметить, что ремонт и реконструкция трассы идут повсеместно. Еще три-четыре года назад можно было долго перечислять двухполосные отрезки, сегодня их осталось совсем немного: обход Воронежа, участок в 72 километра около Павловска в Воронежской области и участок около 30 километров в Ростовской области плюс трехполосный участок на подъезде к Краснодару. Причем на многих этих участках работы ведутся. Окружную Воронежа реконструируют уже два года, но пока конца и края ремонту не видать, строится объезд знаменитого хутора Тарасовский в Ростовской области, в Краснодарском крае расширяется дорога около столицы региона. Кстати, не так давно начальник ГИБДД Воронежской области Владимир Верзилин рассказал о планах реконструкции М4 в регионе. Самая главная новость – двухполосный участок в 72 километра не будет расширяться. Однако уже в следующем году рядом с ним должно начаться строительство новой объездной магистрали, которая будет отвечать всем современным требованиям – как по ширине, так и по организации движения. Именно по ней пойдет основной поток транспорта, а старый участок трассы будет использоваться только для региональных перевозок.

Впрочем, уровень шоссе определяется не только шириной и количеством полос, но и качеством асфальта и инфраструктурой. С первым проблемы были довольно серьезные, даже в тех местах, где дорога давно уже четырехполосная (например, в Тульской области), однако ситуация и тут стала лучше. По последним отзывам, дорога от Москвы до Воронежа – почти что автобан (за небольшим исключением) с очень приличным качеством покрытия. Не удивительно, что в Московской области разрешенная скорость на участке автомагистрали была увеличена до 130 км/ч, кроме того, еще есть 50-километровый участок в Липецкой области, где можно ехать до 110 км/ч. По словам Владимира Верзилина, максимальная скорость на М4 в скором времени должна возрасти и в Воронежской области. Ограничение в 110 км/ч собираются установить от границы Липецкой области до транспортной развязки на окружной дороге под Воронежем, от Каширского района до сужения трассы в Павловском районе и от Верхнемамонского района до границы области с Ростовской областью. Общая длина высокоскоростных частей трассы в регионе составит порядка 190 км.

Также известны планы по строительству на участке в Воронежской области южного обхода Новой Усмани. Это будет сделано из соображений безопасности. На том участке большой поток пассажиров и транспорта, который ежедневно курсирует из Усмани в Воронеж и обратно. Кроме того, на участке установлено ограничение в 60 км/ч, что снижает среднюю скорость движения по трассе. На реконструированном отрезке будет установлен гораздо больший скоростной лимит.

Инфраструктура

За Воронежем при движении на юг качество полотна уже можно характеризовать как среднее. Больших ям нет, но колейность ощущается очень сильно, особенно в правых полосах, по которым ездят фуры. Весьма переменчивая дорога в Ростовской области: свежеотремонтированные участки высокого качества, а вот старые могут преподнести неприятные сюрпризы, особенно многим запоминается Аксайский район. Дорога на участке Ростов-на-Дону – Краснодар весьма неплохая, тем более на нем постоянно ведутся какие-то работы. В Краснодарском крае качество дороги на уровне Московской области, жалко, что она слишком узкая на большом количестве участков.

С инфраструктурой ситуация куда хуже. Если заправок хватает, то вот стоянок, кафе, мест для ночевки, автомагазинов и СТО по пути явно недостаточно. Спасают пока населенные пункты, через которые проходит трасса. В них большая часть местных жителей живет дорогой – торгует всем, чем ни попадя, сдает жилье, старается оказывать всяческие услуги (например, показывают, как объехать пробку около Тарасовского). Особенно это развито в Воронежской области, где по обочинам расположены мини-рынки с местной продукцией. Однако все это кустарщина, с невысоким качеством обслуживания. Профильных мест отдыха очень и очень мало. Особенно наглядно это видно, если проезжать ночью мимо постов ГАИ – на обочине припарковано огромное количество фур, больше ночевать все равно негде. Нельзя не отметить и тот факт, что с тенденцией строить развязки в обход населенных пунктов многие традиционные места дорожного сервиса оказываются в стороне от трассы.

Сложно сказать, почему дорожная инфраструктура развивается не так быстро, как того хотелось бы. Понятно, что это сфера не государства, а частного бизнеса, но он пока пассивен. Может, сложно договориться с собственниками дорог по поводу земельных участков, а может, есть сомнения в рентабельности бизнеса, хотя, учитывая загруженность трассы, с этим-то проблем быть не должно.

Пробки

Традиционно летом М4 страдает от огромных пробок, связанных одновременно с сезоном отпусков и сбором урожая, который на фурах везут из Краснодарского края на север страны. Если не считать всесезонных заторов около Москвы, то самые напряженные места хорошо известны. Во-первых, это объездная около Воронежа. Она и до ремонта славилась скоплением машин, а сейчас, когда часть дороги перекрыта, там можно встать надолго. Дело портят и светофоры, которыми перегружена трасса. Но когда все строящиеся развязки запустят – о пробках на этом участке водители должны забыть. В Лосево (Воронежская область) и около Ростова-на-Дону пробки бывают регулярно, особенно в часы пик. Легендарное место в плане заторов – хутор Тарасовский в Ростовской области. Судя по рассказам бывалых, застрять там можно всегда – хоть днем, хоть ночью. Двухполосная дорога ужасного качества, а также пешеходные переходы и перекрестки в самом хуторе делают свое дело – дальнобойщики пробку на этом участке трассы планируют заранее.

Некоторые заторы, если так можно выразиться, рукотворные. Огромные вереницы машин может собирать пост ГИБДД в Цукеровой балке (Краснодарский край), а все из-за политики местных стражей порядка оставлять для проезда только одну полосу. В часы пик перед этим бутылочным горлышком скапливается много машин. Зачем организовывать искусственную пробку, когда и естественных хватает?

Ремонтные работы добавили в список заторов новый участок – подъезд к Краснодару. По словам очевидцев, в 2013 году это самый напряженный участок трассы, который проехать с более-менее приличной скоростью нереально даже ночью, а днем он собирает огромные заторы на много километров. Причина – ремонт дороги. У дорожников тоже есть что спросить. Зачем сужать сразу такой огромный кусок дороги, нельзя ли ремонтировать трассу поэтапно, маленькими кусками? Глядишь – и пробки бы стали меньше.

Платные участки

В череде тенденций М4 отметим еще одну – введение платных участков трассы. В этой области дорога была пионером – в 1998 году первый в стране платный «прогон» появился в Липецкой области около обхода Хлевного. Потом он какое-то время был бесплатным, а два года назад увеличился до 50 километров, и за проезд по нему снова стали взимать деньги. Днем проезд легковушки стоит 60 рублей. Еще один 25-километровый платный участок функционирует в Подмосковье, там надо заплатить 30 рублей. Политика компании «Автодор», которая эксплуатирует дорогу, такова, чтобы участки, на которых закончилась реконструкция, сделать платными. Так, уже объявлено о том, что придется платить на объезде Воронежа и Тарасовского (когда их доделают), на 230-м километре в Тульской области, вполне возможно, что список пополнится и другими отрезками. Глядишь, такими темпами через несколько лет поездка на машине из Москвы на юг будет дорогим удовольствием. Впрочем, для машин с номерами 36-го региона объездную около Чертовицка обещают сделать бесплатной и разрешить максимальную скорость в 130 км/ч. Для воронежцев это хорошая новость.

В общем, сегодня трасса М4 «Дон» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, проведена огромная работа по расширению и реконструкции, на некоторых участках вполне европейское качество, с другой – постоянные ремонты дорог, вызывающие огромные пробки, слабо развитая инфраструктура. Но выбирать не приходится...