Газета,
которая объединяет

Комиссар в белом халате

Рубрика: Колумнистика№ 113 (1687) от
Автор: Юрий Бабаян

На днях совет народных депутатов Семилукского района избрал своего руководителя. Им стал главврач областной клинической больницы № 1 Александр Щукин, который будет занимать новую должность без отрыва от прежнего производства.

По сути, в этом кадровом решении нет ничего предосудительного: глава райсовета, который, согласно Уставу, является и главой всего района – должность, не предполагающая в Семилуках освобожденной основы. На освобожденной основе здесь работает заместитель, который осуществляет всю основную техническую работу по функционированию совета. Поэтому на главу района возложены исключительно представительские функции, которые ни в коем случае не должны помешать Александру Щукину руководить крупнейшим на сегодняшний день учреждением здравоохранения Воронежской области. Однако вызывает интерес сам факт похода руководителя облбольницы за депутатским мандатом.

Ранее главврач ОДКБ №1 априори претендовал на удостоверение депутата регионального парламента. И Владимир Эктов, возглавлявший учреждение в период с 1997 по 2010 гг., был не просто областным парламентарием, а даже руководил в Воронежской областной Думе профильным комитетом. Поэтому факт выдвижения руководителя столь высокого уровня партией «Единая Россия» на выборы в районный совет изначально показывал: ситуация в районе на сегодняшний день партию волнует очень сильно. Ну а говорим «партия» – подразумеваем «областное правительство».

Почему я так уверенно заявляю об этом предполагаемом тождестве? Потому что оно, это тождество, действительно имеет место. И в недавнем разговоре с одним из крупных руководителей областного масштаба прозвучал четкий ответ: да, Щукин, идя в депутаты, получил на это «добро» со стороны собственного руководства. Дескать, в районе – сложная ситуация, к Александру Васильевичу обратились люди, и он счел себя не вправе отказать им.

Какие именно люди – можно только догадываться. Впрочем, учитывая ситуацию вокруг Семилук и Семилукского района, сложившуюся в последнее время, личности этих людей угадываются без труда. А заодно и становится понятно, почему в области создали прецедент, когда главой района является руководитель одного из крупнейших областных учреждений без освобождения от занимаемой должности.

Кому непонятно, объясню. В бытность мэром Воронежа Бориса Скрынникова в городе активно практиковался институт «комиссарства». Суть схемы была несколько иной, но вполне подходящей для сравнения. Тогда представители городского депутатского корпуса активно назначались на должности гендиректоров «строптивых» муниципальных предприятий, для того чтобы, с одной стороны, установить там муниципальный контроль – на МУП «Центральный рынок», например, этого контроля действительно не было до того момента никогда. С другой же стороны – чтобы обеспечить лояльность исполнительной власти со стороны самих директоров-­депутатов, получивших статус «комиссаров».

Сегодня же сам Семилукский район стал своего рода «проблемным» МУПом, требующим внедрения «комиссара» со стороны облправительства. О лояльности речь не идет – не будь Щукин лояльным губернатору, не сидел бы он в кресле главврача облбольницы. Соответственно, речь – только о контроле. И можно утверждать: с избранием его на пост главы района здесь завершилась процедура введения внешнего управления со стороны области – тщательно, впрочем, завуалированная, дабы избежать противоречий с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Первым шагом стало назначение на пост главы райадминистрации экс­-руководителя департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Ирины Кокоревой. Вторым – недопущение избрания в районный совет ставленников главы городской администрации Николая Маркова. Третьим – арест самого Маркова. Ну и четвертым – избрание Александра Щукина на должность главы района.

Понятно, что при такой системе главврач ОДКБ №1 действительно сможет совмещать две эти должности без проблем. Потому что статус «комиссара» не предполагает принятия им судьбоносных решений. Их есть кому принимать. И речь даже не о Кокоревой – берите выше. Кокорева будет только их проводником.

Так какова же во всей этой структуре роль нового главы района? Она, вероятно, не столь важна в тактическом плане, но ее невозможно переоценить в плане стратегическом. Прежде всего – он должен будет следить за тем, чтобы депутаты не противились принятию «нужных» решений. А если обнаружатся те, кто будет реагировать на них не совсем «адекватно», то потребуется провести комплексное их «лечение». С чем с чем, а уж с этим руководитель крупнейшей больницы в Черноземье просто обязан справиться на раз­-два.