Газета,
которая объединяет

Поколение Воды

Рубрика: от
Автор:

Инцидент с факелом Олимпийских игр 2014 года, что потух на территории Кремля у 17­-кратного чемпиона мира по подвод­ному плаванию Шаварша Карапетяна, до сих пор толкуется как  знаменательное для политической истории событие.

Самые оригинальные версии сводятся к двум. Автор первой – известный на всю страну дьякон Андрей Кураев говорит: «Проблема снята… Огонь был зажжен с молитвой к Зевсу и Аполлону некоей «верховной жрицей». Но седой Кремль и его святыни не пустили огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского)… Огонь, зажженный в Кремле и обнесенный вокруг его святынь, теперь можно передать всей России. Это вышло настолько красиво, что поневоле подозреваешь тайный умысел православного лобби в Кремле».

У второй версии авторов много и объединяет их – непредвзятая внимательность к происходящему.

«Народ, факел вообще забыли поджечь перед забегом! Посмотрите: в середине и конце ролика он копотью покрывается, а в начале чистый совсем», – типичное замечание к ролику в Youtube.

А может, его специально перед входом в Кремль потушили, так сказать, формальный подход к противопожарным правилам?

Как бы там ни было, факел оказался потушен, отметим это как медицинский факт. Первое, что приходит на ум, когда ведется речь о тушении огня – это вода. А ведь Вода – есть главная стихия российского политического сезона, как минимум двадцати обсуждаемых во всех «утюгах» лет.

Помните, все началось с «Лебединого озера», потом стал разливаться по всей стране кооператив «Озеро» – и так разлился, что где­-то спустя десятилетие заБолотило. Параллельно появился знаковый оппозиционный телеканал «Дождь» (опять вода), а еще дожди фактически сделали единый день голосования 8 сентября. Если же учесть, что эра Рыб прямо вот сейчас, в 2012­-м или 2013 году, сменяется эрой Водолея, Россия и ее Вода приобретают космический масштаб.

И вот под Спасскими воротами тушится огонь, которому приносились спортивно-­финансовые жертвы последние лет шесть. Ничего знаменательного в том, что огонь потух и тут же был возвращен при помощи зажигалки Zippo, нет – если следом ничего знаменательного не случится. Если же случится – тогда происходящее после затмит собой сей курьезный случай.

Однако, чтобы вода здесь не лилась понапрасну, применим историю с факелом не для предвидения будущего, а как инструмент для раскрытия настоящего. Тем более, наш мир – это совокупность бесчисленных волн и колебаний. Весьма примечательна личность факелоносца Карапетяна. Это же герой греческих мифов, не меньше. Вот пара примеров хронологии вспять: в 1985­-м пожар в ереванском спорткомплексе. Волею случая близ места возгорания оказался Карапетян, многих спас. В 1976 г. троллейбус упал в Ереванское водохранилище. Рядом совершал пробежку Карапетян. Прыгнул в воду. Спас 20 пассажиров из 92-­х.

Так что стенам древнего Кремля еще сильно повезло, что не потребовался в их периметре очередной подвиг Геракла-­Карапетяна.

Подвигов вообще как-­то не хватает сегодня. В плане того, о чем поет популярный рэпер: «Я лучше сдохну, как герой, чем умру без цели». В 1976 году, когда Карапетян спасал троллейбус, родился автор этих строк, как и многие из моего поколения середины 70­-х и, пожалуй, первого года 80­-х. Это поколение людей между 30 и 40 – должно быть самым активным и продуктивным. На деле – одни амбиции, свершений (если не считать за таковые материальный успех) не наблюдается. То есть двигаемся по материальной оси икс, но не по вертикальной (миссии, дела жизни) игрек. Не потому что нет идей, а просто – кругом вода. И частное социальное творчество в ней – излишне. Во­-первых, воспримется как угроза стабильности, во-­вторых, нет смысла, пока не сошла вода. У Дюма в «Королеве Марго» король Карл все повторял печальную песенку: «тот, кто крепко строил замок, в нем не будет жить». Вот именно. Мало того, что будущее неизвестно, но гложет четкая уверенность: то, что сейчас, может скоро смыть очередная волна. Чего же стараться? Живем в состоянии приуготовления. Один – по регламенту: бросает пить, курить и прочие глупости, отчего все больше напоминает машину. Другой, наоборот, идет вразнос, дескать, вот будущее определится, тогда и соберу себя. И все – ждут.

Многие обратили внимание, как во время эпохального боя Кличко-­Поветкина неслось из зала: «Саня, давай! Саня, вперед! Саня, бей, бей, бей!» Очень симптоматично. Хоть где­-то прорваться. Но – не дано, не время.

Поколение между войнами ХХ века (описанное Ремарком, например) получило название «потерянное». Наше поколение – «ненашедшее». Себя, своего дела; ибо люди­-лодки плывут по течению, а не ходят по волнам, как им вздумается. И так будет, пока Россию не прибьет к берегу.