Газета,
которая объединяет

Эра «голубковых»

Рубрика: от
Автор:

Правоохранители накрыли очередную финансовую пирамиду. Действовавшая в основном на территории Урала и Поволжья социальная группа взаимопомощи «Витязи» оказалась по сути очередным «МММ».

АО «МММ», конечно, в сознании современного россиянина давно уже стало именем нарицательным, абсолютным синонимом словосочетания «финансовая пирамида». Однако в данном контексте ассоциация с детищем Мавроди неслучайна: в числе организаторов «Витязей» – бывшие участники «МММ-­2011», компании, созданной Сергеем Пантелеевичем сразу после выхода из мест не столь отдаленных, где он отбывал срок за «благодеяния» для Лени Голубкова и других доверчивых россиян.

Впрочем, Мавроди и «мавродиобразные» хоть, несомненно, и преступники, но – абсолютные продукты новейшей российской истории, где бал правят «голубковы». И если «голубковы» формируют целую социальную группу, то естественно, что под ее запрос сформировалась группа другая – менее многочисленная, но более креативная, настроенная на выкачивание денег у простачков, которые сами готовы нести их им прямо в руки.

Основная особенность, отличающая «голубковых» от другого типа людей, попадающихся на уловки мошенников, заключается в полном понимании ими мошеннической сути схемы, в которой им предлагается принять участие. То есть человека зачастую не просто не пытаются обмануть, ему иногда (как, например, в случае «МММ­-2011») открыто говорят, что предприятие – финансовая пирамида. Соответственно, предупреждают, что, участвуя в ее работе, человек, не исключено, будет обманут. Но жажда халявной наживы столь велика, что потенциальная жертва мошенников сознательно игнорирует предупреждения и добровольно пополняет собой клан «голубковых».

Почему я провожу знак равенства между пресловутым Леней Голубковым – персонажем известных роликов АО «МММ» – и обычными халявщиками? Да потому, что даже сами создатели данных шедевров рекламной мысли не скрывали этой тождественности. Отец персонажа прямо говорил ему: «Халявщик ты, Ленька!» Ну а коронная фраза Голубкова про то, что «мы сидим, а денежки идут» – это ли не тотальная победа сказочного Емели, сидящего на печи и одним лишь фактом своего на ней сидения достигающего благоденствия?!

Но у сегодняшних «голубковых» есть одно очень существенное отличие от Емели. Сказочный персонаж прекрасно понимал, что он и только он несет ответ за все, что с ним происходит. Современные же «голубковы», вступающие в авантюры ради горячо любимой халявы, ни за что отвечать не хотят. Они желают забрать все сливки себе, а если уж не повезет, то чтобы за них вступилось государство.

В этой связи я вспоминаю одно совещание по проблемам обманутых дольщиков в Воронежской области, проводимое еще под руководством тогдашнего губернатора Владимира Кулакова. Речь тогда шла о дольщиках ЗАО «Монолитстрой-­Воронеж», «внезапно» выяснивших, что предприятие ведет застройку с нарушением законодательства и их дома не то что не достроят, но даже и снесут. Не претендую на точность формулировок, но суть выступления экс-­главы региона сводилась к следующему. Настоящие обманутые дольщики – это те, кто с учетом гарантии властей связались с компанией «Социальная инициатива». Те же, кто повелся на стоимость квадратного метра значительно ниже себестоимости работ, кто проигнорировал сигналы СМИ о том, что жилье строится с нарушениями законодательства, – не обманутые дольщики. Они – соучастники преступления, место которым не в приемной губернатора, а в кабинете следователя.

Думаю, подобные формулировки можно применять и к жертвам подобного рода финансовых пирамид. Неужели «голубковы» не понимают, что участвуют в противоправном предприятии? Прекрасно понимают. Ведь прибыль в 30­-40% в месяц у нас дает только торговля оружием и наркотиками. Но добровольные жертвы «МММ» и «Витязей» не задаются этим вопросом. Они идут на сомнительное предприятие с криминальным подтекстом, а когда наступают тяжелые последствия, ищут защиты у правоохранительных органов. Парадокс? Однозначно. Это все равно что если бы торговец героином, которого «кинул» поставщик, пошел бы в полицию с заявлением о мошеннических действиях дилера.

Есть ли выход из подобных ситуаций? Безусловно. Любовь к халяве «лечится» только радикально. Я не призываю, конечно, вводить уголовную ответственность для тех, кто вложил средства в развитие пирамид, но если государство откажется от защиты их интересов – это, уверен, пойдет делу на пользу. Другой вопрос, что сразу возникнет проблема классификации: где имеет место пирамида, а где – натуральное мошенничество с надувательством людей. Но и ее можно решить. Недаром же раз в четыре года (а теперь – в пять лет) мы выбираем 450 умных дядь и теть для сидения с не менее умным видом в здании на Охотном ряду.