Газета,
которая объединяет

Остаться в живых. На острове

Переиздана книга о воронежской политике известного воронежского политолога
Рубрика: от

В Воронеже, в библиотеке искусств имени Александра Пушкина, состоялась презентация второго издания книги Павла Кабанова «Остров невезения. Воронежская власть на переломе эпох».

Книга дополнена ранее неизвестными свидетельствами очевидцев, доселе не публиковавшимися документами, фрагментами материалов воронежских СМИ.

Версия на версию поперла

Однако воронежская история в изложении кандидата исторических наук, бывшего областного чиновника Павла Кабанова так и не продвинулась дальше 2000 года, рубежного для первого издания. В предисловии ко второму автор написал: «За три года, прошедшие со дня выхода книги в свет, политическая ситуация и социально-психологический климат в стране изменились явно не в лучшую сторону. Причин тому немало, но основная, по-моему, кроется в пренебрежительном отношении власть имущих к урокам истории. Что, впрочем, неудивительно, эта черта, можно сказать, наследственная. И она, к сожалению, не дает мне возможности назвать книгу иначе – «Остров невезения» продолжает существовать».

К слову, историю самой книги невезучей не назовешь. Павел Кабанов сообщил, что основной причиной второго издания стал тот факт, что первое быстро разошлось среди читателей. А насчет продолжения Кабанов заметил, что история не любит поспешных выводов и, прежде чем ее записывать, надо дождаться, когда закончится политическая эпоха, связанная с именем нынешнего президента.

– Правильно ли мы вас поняли, что продолжение книги будет только после того, как уйдет Путин? – спросил автора журналист «Берега».

– Если то же самое сказать помягче, то ответ будет утвердительным, – признал Павел Алексеевич.

Тогда журналист высказал главную претензию многих читателей первого издания ко второму:

– Про Россию в целом понятно, но почему вы не описали хотя бы начало «нулевых» в Воронежской области, был же у нас вполне законченный политический цикл – правление губернатора Кулакова?

– Но федеральная вертикаль продолжает пронизывать всю власть сверху донизу… – ответил автор.

Бойцы вспоминали минувшие дни

Нюанс данной презентации заключался в том, что в зале сидели герои «Острова невезения» – полпред президента времен 90-х Виктор Давыдкин, лидер коммунистов Воронежа депутат Сергей Рудаков и другие политики и экс-чиновники. С подачи ведущего презентации профессора Воронежского госуниверситета Бронислава Табачникова участники встречи погрузились в воспоминания о «лихих девяностых».

Их драматические вехи – 91-й и 93-й годы. В 91-м революция (по С.Рудакову – контрреволюция) бурлила в Москве, а в Воронеже, как и многих других регионах, власть и общество заняли выжидательную позицию. В 93-м демократическая власть в Воронежской области уже чувствовала силу и не очень переживала из-за того, что происходило в российской столице. Заметим, что первых демократов даже не волновало, что Ельцинский указ, упраздняющий Верховный совет РСФСР, нарушал пять статей Конституции. А чиновная власть в регионах вообще старалась дистанцироваться от происходящего.

Павел Кабанов (он был тогда помощником губернатора) вспоминал, что, когда 3 октября он пришел на работу, никого из руководства области там не обнаружил. Глава региона Александр Ковалев находился в Германии, его первый заместитель (нынешний воронежский сенатор) Геннадий Макин отдыхал где-то за городом, его искали весь день. Совещание с правоохранительными органами по поводу положения дел в Москве, дабы обеспечить в Воронеже и области порядок, проводил Виктор Давыдкин, тогдашний полпред президента.

Затем от конкретных событий герои «Острова невезения», собравшиеся в библиотеке имени Александра Пушкина, перешли, что называется, к аромату эпохи. Практически единодушно они признали, что в начале 90-х многими взрослыми людьми владели иллюзии и идеалистический подход к политике. Эта романтика немного поостыла только после расстрела парламента в 1993 году. Совсем немного, как ни удивительно.

Соприкосновение с реальной политикой отрезвляло первых демократов. Показательно признание Виктора Давыдкина. Бывший полпред поведал следующее: «Нам (группе товарищей – прим. авт.) предлагали при Черномырдине решить, кто из нас возглавит департамент по работе с Госдумой. Работа состояла в том, чтобы покупать депутатов. И я благодарен судьбе, что в итоге ушел из власти, иначе мне бы там настал конец как политику».

«Остров» и «Озеро»

Затем герои «Острова невезения» решили, что все-таки пока рано жить воспоминаньями и впереди нас ждет история, которая требует осмысления уже сейчас.

Зашла речь о том, что после завершения «путинского периода правления» одним из самых вероятных сценариев будущего России является национальная диктатура, строительство новой империи. Образная система начала 90-х не отпускала участников дискуссии и многие согласились с мнением, что маятник русской истории качается от, условно говоря, «Лебединого озера» через Болотную площадь и обратно к новому «Озеру».

На данный же момент политика широкого формата как бы приостановилась, что, повторимся, стало причиной и заморозки «Острова невезения». Активность людей не из вертикали, мягко говоря, не поощряется, при этом и власть не демонстрирует четких последовательных действий по санации системы. Яркий пример – дело Сердюкова и затворничество в золотой клетке его помощницы Васильевой. От русской власти же ждут, чтобы она рубила головы казнокрадов, судила по справедливости и заботилась о подлинном величии своей страны.

Сетования героев «Острова невезения» на отсутствие открытой политики и реминисценции а-ля «Лебединое озеро» напомнили вашему журналисту одну французскую пьесу, по которой снят фильм «Ищите женщину». Там было много разговоров о «трупе на Лебяжьем острове». Политика сегодня, наверное, и есть такой «труп».

Также в этой пьесе главный шеф говорит своему помощнику: «Все служащие делятся на две категории: одни не способны ни на что, другие – способны на все». И шеф из пьесы, и власть образца 90-х предпочитали «способных на все». Как думаете, какая категория людей больше востребована сейчас?