Газета,
которая объединяет

Не покладая рук

В Воронежской области прошел фестиваль народной игрушки и фольклора
Рубрика: Культура№ 105 (1679) от
Автор: Оксана Мишина

Сотни зрителей собрал на центральной площади поселка Рамонь VI межрегиональный фестиваль игрушки и фольклора «Игрушка-говорушка»; праздник, ставший традиционным, торжественно открылся именно там – театрализованным представлением. А продолжился в Воронеже, когда в ходе празднования Дня города умельцы из двадцати российских регионов под аккомпанемент фольклорных коллективов развернули яркие «игрушечные» ряды на проспекте Революции.

Сколько желающих полюбопытствовать на рукотворные изобретения, объединенные в выставку-ярмарку «Мир игрушечных чудес», останавливалось на площадке у памятника М.Е. Пятницкому – сосчитать и вовсе невозможно. Игрушечники, предлагавшие свои оригинальные товары посетителям ярмарки, без дела ни минуты, кажется, не стояли. Люди не только дотошно расспрашивали авторов насчет их созданий – были не прочь приобрести матрешек, зверушек, сказочных персонажей… «Говорушки» шли на ура: горячие пирожки отдыхают!

Дама с ведром

Почему «говорушки»? Да потому, что практически каждое изделие игрушечных дел мастера несет в себе массу информации; на содержательную монографию хватит. Какой сарафан было принято носить на Руси (в том или ином конкретном регионе) «в девках»? Каким головным убором украшали себя степенные замужние женщины? Что за обереги размещали в красном углу избы, в сенцах, у люльки младенца?..

Короче, народная кукла – не меньший источник знаний, чем книга. Оттого эта кукла и «говорящая»: только научись слушать! И если творчество воронежских умельцев (которых, отметим, с каждым фестивалем прибывает) просвещает нас в декоративно-прикладной области годами, то иногородний мастер, посетивший фестиваль, априори привлекал возможностью нового интересного знакомства.

Елена Алферова приезжала в Рамонь-Воронеж из Темрюка. С авторской игрушкой из… кукурузных листьев! Замечательные куколки, доложу я вам, делает эта мастерица: основательные и «ранимые» одновременно. Материал-то – не самый долговечный.

– Я работаю в Доме детского творчества, веду там занятия с ребятами: учу плести из соломки и дикоросов (дикорастущих полезных растений: трав, грибов, ягод, орехов – авт.). А сюда привезла кукол, сделанных из кочана кукурузы; черепах и птиц счастья, плетеных необычным зигзаговым способом, игольницы, – объяснилась Елена Александровна. И показала куклу, на изготовление которой потратила 32 часа. – Это городская дама с ведром: она приехала в село – и пошла за водой. Неловко идет, деревенской работы совсем не знает, но – не боится…

И знаете, незамысловатая эта история – прекрасно читается: можно почувствовать даже характер барышни. У которой – и лица-то нет; вот что может простенькая «кукурузная» куколка.

Умелица Галя

Листья кукурузы, по словам игрушечницы, – удивительно «отзывчивый» материал, не сложный в работе.

– Его только немножко увлажнить – и он становится очень податливым, – просвещала собеседница. – Как бы сам придает изделию образность. А для усиления нужного эффекта используется пищевая краска, которая предназначена для окрашивания пасхальных яиц. Химии тут – никакой. Я часто провожу тематические семинары – по краю, по России езжу. И люди везде очень радуются этому материалу, не так давно открытому: раньше-то кукурузку как ремесленный пласт не поднимали. А сейчас мастера ее хорошо освоили. Выполняют и фигурки, и корзиночки, и цветы: материал – доступный, растет повсеместно. Убирают кукурузу – пожалуйста, бери листву, пользуйся!

Цветы Елена Александровна тоже в Воронеж привозила: композицию из двадцати наименований – розы, маки, георгины, астры, васильки… Букет – флористу на зависть.

А вот представительница Курской области со странноватым именем – Галя Николаевна Аверина – специализируется только на куклах. Насколько этот человек – творческий, можно судить по рассказу про «Галю».

– Немножко неграмотные люди в сельсовете работали, – веселилась мастерица, – испортили свидетельство о рождении. О том, что я – Галя, а не Галина, узнала в 16 лет, когда пришла пора паспорт получать. Вместе с родителями узнала: это для всех нас была большая новость. Зато я везде и всюду – одна такая…

И, замечу, не только «ошибочному» имени благодаря: умелица делает кукол по авторским разработкам. Ни в какой организации не состоит: «Я – сама по себе…»

– У меня четверо детей, все – девочки. Самой младшей – три годика, – обозначает курянка аудиторию, для которой старается. – А третья дочка, тринадцатилетняя, занимается фольклором – поет. И однажды, готовя концерт своих детей, мы, родители, решили придумать ему ярмарочное сопровождение. Мне на глаза попалась книга «Традиционная тряпичная кукла»; попробовала сделать образец по этому руководству – и все получилось! Постепенно втянулась – и вот уже два года в куклы играюсь…

Гостеприимный и культурный

С мастерами – понятно: они настолько в свое увлечение погружаются, что «заиграться» – проще простого. Но когда детвора, у которой наверняка дома игрушек навалом, не отходит от ярмарочных рядов и зачарованно смотрит на бесхитростные тряпичные куклы – это впечатляет, по меньшей мере.

«Я такую куколку рисовала, – пооткровенничала пятилетняя Катя Чижова. – А теперь она меня узнала…» Вот и весь секрет: незатейливые линии и формы народной игрушки детям кажутся «свойскими», родными. Не иначе как генетическая память: наши дальние предки мастерили для своего потомства никак не навороченные трансформеры. И потомство это отнюдь не дураками выросло.

Образовательная функция игрушки поддерживалась на фестивале силами подавляющего большинства участников. К примеру, волгоградская рукодельница Татьяна Ларичева представляла народу Масленицу – обрядовую куклу, сделанную из лыка.

– К празднику Масленицы делали эту куклу, – пояснила ее «родительница». – На фигурку повязывали цветные ленточки: каждая символизировала какое-то желание. Масленицу выставляли в красный угол избы – до поры. А после праздника – сжигали; традиция такая. Я, конечно, до костра дело не довожу – жалко куколку. Убираю подальше – до следующего праздника. А когда он приходит – достаю и новые ленточки на нее навешиваю. Чтобы сбывались новые желания.

– И сбываются?

– Конечно! Если в это верить. С верой – все возможно…

Все мастера, с которыми удалось пообщаться, единодушно отмечали прекрасную организацию воронежского фестиваля. Рассказывали, что встретили их на нашей земле как дорогих, долгожданных гостей. Программу составили таким образом, чтобы участники имели возможность поучиться друг у друга; есть ли времяпровождение полезней и эффективней? Книжки – книжками, но живой практике, когда в буквальном смысле на пальцах показывается, что к чему, они не конкуренты. Отметили игрушечники и качество круглого стола «Народная игрушка в творчестве современных мастеров».

– Мы, умельцы – одна большая семья, откуда бы кто ни приехал, – подчеркнула Галя Аверина. – При личных встречах такие контакты устанавливаются, которые в дальнейшем только крепнут: переписываемся в социальных сетях, делимся творческими новостями, опытом, работами своими. Это очень здорово, очень нужно. Так что Воронеж не просто не разочаровал – в очередной раз продемонстрировал свое гостеприимство и общий уровень культуры. Высокий, к которому хочется тянуться и тянуться.