Газета,
которая объединяет

Дмитрий Саутин:

«Мемориал Стародубцевой может стать международным»
Рубрика: Спорт№ 98 (1672) от
Автор: Михаил Кучеренко

В нынешнем году «Берег» не раз публиковал интервью с легендой отечественного спорта, почетным гражданином Воронежа Дмитрием Саутиным. В них двукратный олимпийский чемпион, чье мнение всегда интересно, делился своими впечатлениями о выступлениях на крупнейших отечественных и международных состязаниях воронежских прыгунов в воду, оценивал их дальнейшие перспективы.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередную беседу нашего корреспондента с прославленным спорт­сменом. На этот раз подведем окончательные итоги весьма богатого на события минувшего сезона и очертим некоторые контуры следующего, поговорим о хай-дайвинге, с которым познакомили читателей в позапрошлом номере, и затронем наболевшую тему строительства в Воронеже Дворца водных видов спорта.

Выводы сделаны

– Дмитрий, в прошлый раз мы встречались в конце июня, незадолго до старта летней Универсиады. Вы, являясь официальным послом всемирных студенческих Игр, побывали в Казани, увидели все происходившее там своими глазами. Какие впечатления остались?

– Самые приятные. Чего стоит хотя бы торжественная церемония открытия Универсиады, которую вы наверняка видели по телевизору. Оценить это можно словом «грандиозно»! Стадионы, бассейны, другие объекты, построенные в столице Татарии, соответствуют высочайшим стандартам. Жаль, в Воронеже пока нет ничего подобного.

– Как оцените выступление на Универсиаде Дианы Чаплиевой, одним из тренеров которой являетесь?

– Попасть в призеры ей не удалось. Буквально за неделю до начала Универсиады она получила травму: на турнире в итальянском Больцано повредила ступню и в Казань поехала с опухшей ногой. Тут еще случились определенные замены в команде, и Диане пришлось выполнять и индивидуальные, и синхронные – с Марией Смирновой из Пензы – прыжки с 3-метрового трамплина. В итоге, выступая с самой легкой программой, она заняла два четвертых места – средний для Универсиады результат.

– А вскоре Диана поучаствовала и в чемпионате мира в Барселоне. Что не получилось там?

– Наверное, мы с Николаем Дрожжиным допустили ошибку. В «синхроне» Диана и ее подмосковная напарница Дарья Говор вышли в финал и стали девятыми. Это более-менее нормально, учитывая, в каком состоянии находилась Чаплиева. А вот в «индивидуале», где борьбу за медали вели 44 девушки, мы поставили на самые сложные прыжки, хотя, пожалуй, стоило упростить программу – делать не три с половиной, а два с половиной оборота вперед. Тем более что, когда 40 минут ждешь своей очереди, ноги подкашиваются, прыжок не удается… В общем, вышло все не так, как хотелось бы. Но выводы мы уже сделали и будем продолжать работу.

С прицелом на Казань

– В Барселоне представлял Воронеж и Артем Сильченко – единственный в стране хай-дайвер мирового класса. Что скажете о нем?

– Молодец! Занял шестое место, а мог подняться и выше. Вообще, в Барселоне все сложилось удачно. Люди увидели настоящее зрелище, по достоинству оценили выступления прыгунов в воду с высоты. Конечно, надо создавать Всероссийскую федерацию хай-дайвинга. Все-таки уже в 2015-м чемпионат мира по водным видам спорта пройдет в Казани, и снова высотные прыжки войдут в его программу.

– В интервью «Берегу» Сильченко признался: на мировом чемпионате поддержку получил только от Саутина, и вы ему даже свою футболку сборной страны отдали.

– Решение FINA включить хай-дайвинг в чемпионат мира стало неожиданностью. Все изменилось довольно резко, и Российская Федерация прыжков в воду оказалась к этому не готова. Действительно, Артема даже не экипировали, у него, в отличие от соперников, не было тренера. Обидно, но, с другой стороны, здесь никто не виноват. Летом ведь один старт сменял другой: чемпионаты Европы, мира, между ними – Универсиада. Теперь же у нас есть время проработать все моменты.

– Как вице-президент РФПВ свое веское слово за земляка замолвите?

– Конечно! И не хочу кого-то в чем-то обвинять. Может, где-то и моя ошибка была: не так, как следовало, сработал за пару месяцев до Барселоны. Впредь будем умнее, и, надеюсь, в Казани-2015 у Артема все сложится хорошо.

– По вашим сведениям, хай-дайвинг появится в программе каких-либо еще соревнований, кроме ЧМ?

– Не исключено, что он будет представлен на февральском Кубке мира: по крайней мере, такие разговоры идут. Отмечу также, что один из этапов Мировой серии Red Bull Cliff Diving в 2014-м пройдет в соседней Украине – в Ялте. Так что земляки, если будет желание, смогут съездить туда и воочию увидеть выступления Артема, убедиться, насколько все это красиво. Но и страшно! Сами представьте: десятиэтажный дом, и с его крыши надо не просто «солдатиком» прыгнуть, но еще и какие-то вращения сделать, и в воду войти вертикально.

– Дмитрий, а сможем ли мы когда-нибудь увидеть прыжки нашего хай-дайвера в родном городе?

– Сегодня думаем о том, как бы познакомить воронежцев с этим красивым видом прыжков, и есть идея организовать показательное выступление Артема. Народ, не сомневаюсь, соберется на такое зрелище. Попробуем найти меценатов, спонсоров, заинтересовать их. Может, удастся найти место на середине водохранилища, где глубина достигает хотя бы пяти метров, поставить там несколько вышек и устроить небольшое шоу в рамках какого-либо праздника. Но пока это – только планы.

Колоссальный ремонт

– Не могу не спросить и еще об одном важном летнем соревновании – Спартакиаде учащихся России. Ее победители и призеры в прыжках в воду определялись в Пензе, и воронежцы в командном зачете высот не достигли, став пятыми. С чем это связано?

– Выступили мы на Спартакиаде и вправду неважно. Однако в Пензе не выступила наш лидер – призер первенств мира и Европы Екатерина Уколова. Мы на нее очень рассчитывали, ведь она «перекрывала» сразу пять снарядов! Катя получила небольшую травму на тренировке, и родители сразу сказали: «Стоп! Пускай девочка отдохнет». Беседовали с ее мамой, говорили, что надо поддержать команду, но… Уколова не поехала на Спартакиаду, и медалей мы недосчитались. Однако осуждать родителей в такой ситуации нельзя.

– В ноябре в Воронеже состоится первый турнир памяти вашей наставницы, знаменитой Татьяны Стародубцевой. Какого возраста ребята будут выступать в Воронеже? Откуда ждете гостей?

– Планируем участие в мемориале спортсменов четырех возрастных категорий – от 10 до 18 лет. Возможно, турнир сразу станет международным: на приглашения, которые сейчас начинаем рассылать официально, уже отозвались представители Белоруссии, Украины. Не прочь привезти своих воспитанников даже русские тренеры, работающие в Германии. Про регионы России и не говорю! В официальный календарь соревнований мемориал Стародубцевой внесен. Конечно, рассчитываем на поддержку и властей, и меценатов. Многие люди обещают помочь.

– Бассейн Дворца подводного спорта ДОСААФ готов принять серьезные состязания?

– Сейчас там идет колоссальный ремонт. И за это спасибо директору Дворца Сергею Ловчикову. Очень важно, что усилено отопление в зале, обшиваются батареи, переустановлены трамплины, будут заменены джакузи для детей. О ремонте давно говорили, и сейчас делается все возможное, на что хватает средств.

Набор начался

– А есть ли какие-то подвижки в плане возведения Дворца водных видов спорта имени Саутина?

– Скажу только о том, что на 2014 год прописано выделение на его строительство 100 млн руб. из областного бюджета. На 2015-й – уже 1,2 млрд руб. Забегать вперед не хочу: предстоит еще много встреч, в том числе – с министром спорта РФ Виталием Мутко. Увы, утвержденный проект устаревает, и как бы не пришлось искать деньги, дабы внести в него поправки. В ноябре ведь будет два года, как я лично отвез его в Министерство спорта. Даст Бог, построим здание Дворца в 2017-м…

А пока у нас все только на бумагах. В сельских районах ситуация со спортивными объектами нормальная, благодаря губернатору ежегодно сдаются по 4-5 физкультурно-оздоровительных комплексов. В самом же Воронеже ничего не делается. А нам, живущим вместе с детьми и родителями в миллионном городе, хочется, чтобы и здесь что-то появилось. Мы же не ездим в Острогожск поплавать в бассейне, правильно? Будем надеяться, с избранием нового мэра что-то изменится.

– Дмитрий, очередной набор в СДЮСШОР по прыжкам в воду, носящую ваше имя, стартовал?

– Да, тренеры потихоньку приступили к этой работе с первых дней сентября: начался учебный год, открылись детские сады. По данным на середину июня в школе занималось максимальное за пару лет количество детей – 220. Загадывать ничего не хочу, ведь не знаю, сколько ребят придет сейчас, сколько останется, каков будет набор.

Сегодня много разных новшеств в плане образования, обу­чения. Тренерам предлагается уделять все более серьезное внимание не только отбору детей, но и работе с их родителями. Перемены, думаю, будут большие. Если же говорить о ближайших планах, то сейчас директор школы Николай Дрожжин собирает лучших наших воспитанников – тех, кто отличился в прошлом сезоне, и они отправляются в Анапу. Там пройдет учебно-тренировочный сбор, который будет иметь преимущественно восстановительный характер.

– В этом году вы приняли активное участие в проекте «Выш­ка» Первого канала. Планируется ли ваше появление в каком-либо еще телешоу?

– Пока нет. Время сейчас напряженное, надо находиться на месте, работать! Что касается «Вышки», то вновь скажу: мне приятно, что появился проект, популяризирующий прыжки в воду. Я двумя руками «за»! Интересно было попробовать себя в ролях и спортсмена, и судьи, посмотреть, чему наши звезды научились за полтора месяца занятий.