Газета,
которая объединяет

Политический демпинг

Рубрика: от
Автор:

Наш воронежский депутат Госдумы Алексей Журавлев подготовил законопроект, который запрещает региональным госструктурам закупать персональные автомобили для нужд своих служащих по ценам дороже 1 млн руб. Журавлев далеко не первый, кто решил заявить эту тему широким массам. Вот только сумма в 1 млн руб., по популистской составляющей, перебивает на сегодня все остальные предложения.

В свою бытность пересадить чиновников на оте­чественные машины пытался Борис Немцов. Безрезультатно. Потом долгие годы тема была в опале. Спустя время о чрезмерной стоимости авто госслужащих заявил Владимир Путин. Ну, а несколько месяцев назад слово президента стало обрастать плотью – правительство начало готовить законопроект, который ограничит цену закупаемых госчиновниками машин суммой в 3 млн руб.

Но столь «красивый» политический ход вдруг взял и перехватил кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный. На сайте «Российская общественная инициатива» он разместил для сбора голосов граждан свое аналогичное предложение, но с суммой в два раза меньшей – 1,5 млн руб. За несколько месяцев его поддержало свыше 100 тысяч россиян, и инициатива уже «грозила» перерасти в официальную и законодательную.

Но Навального «обыграли» его же методами: Алексей Журавлев (именуемый в российских СМИ и членом «Единой России», и руководителем партии «Родина») потребовал пересадить региональных чиновников на авто, стоимостью не более 1 млн руб. По словам Журавлева, он даже успел собрать 146 тысяч избирателей в поддержку своей инициативы.

Что ж, в подобной ситуации Навальному уже не с руки «демпинговать» и называть, скажем, 750 тыс. руб. Неудобно ему и «кричать», что его инициатива касается всех госслужащих, а журавлевская – только региональных. По законам PR­-жанра козырь бит, и остается придумать что­-то новое. Тем более, с автомобильной темой Навального еще немного «подсидели» блоггеры, заснявшие, как он приехал на телевизионные дебаты на автомобиле Chevrolet Express Explorer Limited SE (базовая стоимость – 4,6 млн руб.).

Вопрос теперь в том, что инициативу Журавлева надо принимать к рассмотрению и утверждать в качестве закона. А что такое 1 млн руб. на сегодняшнем рынке автопрома? Скажем, новая «Тойота Камри» в эту границу формально укладывается (базовая цена 969 тыс. руб.), но машина получится в столь простой комплектации, что уж лучше взять «Тойоту Короллу» с «наворотами». Из просторных машин подойдет еще «Форд Мондео», «Киа Оптима» и «Хендай i40». Никакие «Ауди», «Мерседес» или «БМВ» даже рассматриваться не могут – они минимум в 1,5­-2 раза дороже.

Кстати, думаю, в Воронеже больших проблем с ограничениями чиновников не будет – оставят ли границу на 1 млн руб. или даже чуть понизят. Слава богу, культа дорогих авто среди наших государственных и муниципальных служащих нет. Проблемы будут с республиками Северного Кавказа. Скажем, в Чечне количество машин в автопарке на одного чиновника в пять раз выше, чем в целом по стране. Более того, самих чиновников из расчета на 1 тысячу населения в 3 раза больше, чем в среднем по России. А кортеж президента республики состоит в разных случаях примерно из ста автомобилей. Причем значительная часть сопровождения – автомобили марок «БМВ», «Мерседес» и «Порше». Переломить подобного рода «традиции» будет действительно очень непросто.

Но если говорить не о Кавказе, а о наших краях, нужны ли чиновникам авто премиум­-класса? Давайте будем объективно смотреть на ситуацию: в подобных машинах комфортнее и проще переносить дальние поездки. Это первый плюс. А второй – представительский. Особенно если речь идет о гостях из-­за рубежа. Их на «Королле» катать не очень удобно.

Но не надо забывать еще одно важное обстоятельство: у каждого высокопоставленного чиновника, из числа тех, что как раз заказывают в свои гаражи машины за миллионы рублей, в 99% случаев есть личный автопарк. Причем чаще всего личные авто намного престижнее и комфортнее служебных. И тогда возникает вопрос: почему бы чиновникам просто не выделять служащего­-шофера, который станет возить их в случае длительного путешествия или визита важной делегации на «домашних» машинах? А попасть из одного департамента в другой они смогут и на «Королле», если будет некогда пройтись по городу.

…Тем более, самое смешное, что чиновники, напуганные перспективой борьбы государства с роскошью их автопарков, давно научились обходить еще не принятый закон. Они больше не арендуют и не покупают автомобили, а приобретают у частных фирм «транспортные услуги», которые оформлены под обычное такси, только повышенного уровня комфортности. Поэтому будет ли планка установлена на 3 или 1,5 или даже 1 млн руб. – их уже не сильно волнует.