Газета,
которая объединяет

Адаптация выступления

О чем не сказал полковник Сватиков?

Пресс-конференция начальника Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) ГУ МВД России по Воронежской области, полковника полиции Вадима Сватикова в «Интерфаксе» вышла информационно закрытой. Журналистам приходилось по ходу действия расшифровывать то, что решил поведать им гость пресс-центра.

При том, что в начале мероприятия полковник Сватиков заявил, что данная встреча обусловлена «стремлением полиции к открытости».   Также в качестве контекста встречи руководитель ЦПЭ предложил считать «события в Саратовской и Тверской областях и на Матвеевском рынке в Москве». Напомним, что по всем перечисленным адресам имели место случаи конфликта между местным населением или полицией (Матвеевский рынок) с одной стороны и выходцами с Северного Кавказа – с другой.

Эпитет и профилактика

И вопросы, заявленные по теме пресс-конференции, говорили сами за себя. Избавился ли Воронеж от эпитета «одного из центров экстремизма в России»? – звучал один из них. И Вадим Сватиков однозначно и полно ответил только на этот вопрос. От эпитета «центр экстремизма в России», приставшего к Воронежу после убийства студентов из Гвинеи-Бисау и Перу (2004-2005 года), город на сегодня избавился. Произошло это, по словам полковника полиции, не в последнюю очередь благодаря работе возглавляемого им Центра. «Мы проводим профилактическую работу с иностранными студентами, говорим, что прежде всего они приехали в Воронеж учиться, чтобы не ходили по ночам в те места, в которые по ночам ходить не нужно. И результат следующий – «адаптация иностранцев к местным традициям и обычаям улучшилась, – рассказал Вадим Сватиков. – Три последних года мы наблюдаем снижение криминогенной обстановки в части экстремизма».

Сети экстремизма

Но кое-где у нас порой еще случаются подобные преступления. Как гласил раздаточный материал, «по итогам 7 месяцев 2013 года сотрудниками России по Воронежской области выявлено 4, раскрыто 5 преступлений экстремистской направленности».

– Расскажите подробнее о самих преступлениях, в чем они заключались, кто их совершал? – предложили журналисты.

Преступления совершали граждане РФ, двое из четырех – выходцы с Северного Кавказа, – заявил Сватиков и через паузу добавил: – Все преступления совершены с использованием сети Интернет.

Большего от Вадима Сватикова узнать не удалось. Поэтому «Берег» приведет в качестве примера недавней деятельности Центра один из случаев, получивший широкую огласку.

В конце января Центру по противодействию экстремизму удалось обезвредить «опасного экстремиста» – 15-летнюю учащуюся одного из местных техникумов. Девочку «накрыли» за размещением в социальной сети «ВКонтакте» панк-песни, призывающей к насильственным действиям. Подросток была поставлена на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних, поскольку ответственность по статьям КоАП наступает лишь по достижении 16 лет.

Искоренение осквернителей

Поскольку ранее в своей речи Вадим Сватиков дал отчет за временной период в три года, упомянем и историю, случившуюся в начале 2010 года. Тогда произошел скандал с другой 15-летней девочкой, учащейся одной из школ Коминтерновского района Воронежа. Действуя по разосланным ЦПЭ инструкциям, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) совместно с завучем школы психологически третировали девочку, в вину которой вменялось то, что она является «неформалкой». Только после вмешательства общественности руководство школы и ПДН пошло на попятный – извинились перед родителями ребенка за превышение полномочий.

На пресс-конференции Вадим Сватиков заявил, что его Центр ни к каким методичкам для школ отношения не имеет. Однако он не стал отрицать факта работы Центра с некогда воронежской (сейчас ребята переехали в С-Петербург) арт-группой «Тоталитарная секта «Краденый хлеб». В мае 2010-го в прессе появилась информация, что членов группы прессуют (ночь, проведенная в кутузке, профилактические беседы с представителями ЦПЭ) за вывешенный в городе баннер с цитатой из Фридриха Ницше.

На пресс-конференции Вадим Сватиков заинтриговал прессу таким заявлением: «Члены группы осквернили одно из воронежских кладбищ, поэтому ими и занимались. Но сейчас я бы не хотел об этом говорить».

Посему предлагаем версию событий от лидера «Краденого хлеба» Алексея Пахомова, привлеченного по «административке» — за неповиновение полиции при задержании и матерщину в общественном месте. В интервью местным СМИ он сказал: «Трагедия людей из центра «Э» — в том, что они долгое время боролись с настоящей, организованной преступностью. А потом их кинули в молодежную среду. От правоохранителей требуют громких дел, раскрываемости, а они не знают, за что хвататься. Они не знают молодежных субкультур, но убеждены, что это — враги, которых нужно искоренить». После судебного процесса участники группы и покинули Воронеж. «Они были вольны ехать, куда пожелают», – прокомментировал последнее обстоятельство полковник Сватиков.