Газета,
которая объединяет

Корневая система

Умелец из Бутурлиновки – соавтор природы
Рубрика: Хобби№ 74 (1356) от
Автор: Анна Жидких

Впервые я увидела его работы с полгода назад, на одной из коллективных выставок декоративно-прикладного творчества. Располагай тогда лишним временем – рассматривала бы необычные штуки из дерева долго-долго: фигурки, мощные и беззащитные одновременно, вырезаны из корней деревьев. Каких-то, судя по всему, лиственных исполинов.

Былинные персонажи и вполне «реальные», пусть и с утрированными «деталями», животные. Птицы «в образе» – сказочные и не только: гуси-лебеди, совы зловещие. Диковинные цветы, которым, в силу самодостаточности, не нужны вазы; с воображением у бутурлиновского мастера Федора Митрофанова – порядок.

Видеть перспективу

Работы из причудливо переплетенных древесных корней, наствольных наростов и сучков замысловатых форм передают образы и сюжеты, навеянные автору возможностями самого, пожалуй, доступного природного материала. Снял кору с понравившейся ветки, убрал с нее же лишнюю «плоть» – и изваял из вишневого корня красавца-осьминога. Или – кровожадного орла с рыбой в мощных лапах. Для успеха предприятия, правда, надо сначала оценить перспективу материала, что далеко не всем дано. Зоркость художника – составляющая его мастерства; может даже – главная…

Федор Митрофанов родился в 1966 году в Волгоградской области, в хуторе Карагичев Михайловского района. По окончании школы поступил в Бутурлиновское педагогическое училище. Позже были годы учебы в Курском государственном педагогическом институте, после чего вернулся в родную Бутурлиновку. Сегодня Федор Викторович заведует художественно-графическим отделением училища и преподает академический рисунок. Чем, в принципе, доволен; говорит, что его призвание – учить рисовать других.

Недосказанная красота

Резьбой по дереву Федя Митрофанов начал увлекаться, учась в шестом классе. Отец, одобрив занятия сына, соорудил в кузнице резцы, в пристроенной к сараю небольшой комнатке установил верстак и тиски. Приобрел режущие инструменты; так у начинающего мастера появилась своя мастерская.

Только было, как писал классик, «этого мало». Для овладения наукой резьбы по дереву требовались, кроме горячего желания, специальные знания и навыки. Повезло с учителями: они дали необходимый набор «хитростей» общения с деревом, а уж дальше трудолюбие и талант взяли свое.

Ученики Митрофанова, зная об увлечении преподавателя, приносят ему корни и сучки деревьев. А еще – насекомых, которых в коллекции Федора Викторовича множество. Одних бабочек – более сотни; натуральные, конечно, повыразительнее деревянных будут, но… Красота, говорит умелец, порой рядится в недосказанность. Потому что, если она настоящая – она скромная. Легкая незавершенность образа работает на него: заставляет зрителя включать воображение.

Вот и весь секрет

Однажды друзья Митрофанова нашли камень палеозойской эры – и, конечно, презентовали Федору Викторовичу. Несколько умелых движений болгаркой – и бесстрастная глыба превратилась в спаниеля с характерно отвисшими ушами. И все же дерево, корни его – вне конкуренции…

Грустная девушка, склонившая голову набок; по какому поводу грусть? Миролюбивая псинка, доброжелательно подающая кому-то лапу – хозяину, случайному прохожему? Старичок тащит на спине тяжелый бочонок – чем он наполнен? Мужчина, похожий на Сильвестра Сталлоне, с думами, отпечатавшимися на челе – о чем они? А со стены кабинета Митрофанова смотрят Пушкин, сделанный из упавшего с повозки куска дуба, и Андерсен, устремивший взгляд вдаль…

Федор Викторович трудится в соавторстве с природой. Она – сложный организм, представляющий, при поразительном разнообразии своих проявлений, апофеоз простоты и внятности. Вот, наверное, и весь секрет магии корнепластики от Федора Митрофанова.