Газета,
которая объединяет

Магнитная аномалия

Рубрика: от
Автор:

Новости (не те, что в телевизоре, а настоящие) щедры на пищу для размышлений. На днях «Ведомости» сообщили, что московские власти поручили фискальным инстанциям проверить работу сети универсамов «Магнит». И ежели объявится какой криминал, «принять меры по закрытию» магазинов. Что стоит за сей категоричностью? Попробуем догадаться: воронежцев она, не ровен час, тоже может коснуться.

Основная придирка – странная, мягко говоря: грузовики «Магнита», на которых перевозится продукция, мешают жителям домов, на первых этажах коих расположены магазины. Можно подумать, остальные торговые сети используют тележки дореволюционного образца и базируются на пике Памира.

Впрочем, до эмоций дело еще дойдет, пока же – голые факты. Уже более десяти лет краснодарское ЗАО «Тандер», управляющее «Магнитами», развивает бизнес на территории страны. Далеко не каждая сеть может похвастаться семью тысячами действующих магазинов. Ограничившись только воронежскими реалиями, нетрудно заметить, что компания не просто открывает все новые и новые точки, но проникает в отдаленные районы пригорода и области, которые игнорируются другими ретейлерами. Хорошее подспорье сельчанину, до того часто не имевшему возможности даже хлеба свежего купить…

Тут, однако, необходима принципиальная ремарка: я далека от желания превозносить деятельность означенной торговой сети. «Магниты» имеют ровно те же проколы в работе, что и другие «кормильцы» народонаселения – на это глаза не закроешь. Тут и просроченные продукты на полках, и несоответствие цен на ценниках товаров цифрам на кассовом чеке (не верь глазам своим – это самое противное), и нудные очереди в кассы, работающие через одну… Все, в общем, как везде. Систематически проводимые краткосрочные акции по снижению цен на конкретные позиции ассортимента – дело благое, но нередко и они – фикция чистой воды. Досадно, что ж, но по-другому наша доблестная торговля не функционирует по определению.

Так или иначе, предлагая потребителю товары собственной торговой марки, в последние годы «Магнит» явно делает ставку на импорт. То есть считается с тенденцией увеличения спроса на качественную и недорогую продукцию иностранного производства – и неплохо его удовлетворяет.

Сравнительно недавнее ноу-хау «Магнита» – гипермаркеты. До поры до времени сеть не была представлена в этом сегменте, и у аналитиков возникали подозрения, что фирма не сможет успешно функционировать в подобном формате. Однако бизнесмены справились: в частности, в Воронеже гипермаркетов «Магнит» уже два. Вопросы к ним, конечно, тоже есть, но опять-таки ровно те же, что и ко всем прочим отечественным торговцам.

А теперь – о главном. Основные конкуренты «Магнита» – московская компания X5 Retail Group, управляющая сетями «Пятерочка» (которая, заметим, также «прописана» в жилых домах и также пользуется большегрузами), супермаркетами «Перекресток», элитными супермаркетами «Зеленый перекресток» и гипермаркетами «Карусель».

Отношения провинции и столицы испокон веков не были безоблачными. Златоглавая в обиду «своих» никогда не давала. Что и произошло опять и снова. Вопрос бескорыстности защиты столичными чиновниками оставляю за скобками…

Аналитики, впрочем, считают, что никакой политической подоплеки здесь нет. «Магнит», дескать, никто не травит; магазины проверяются – что в этом особенного? Так-то оно так, да вот только «мер по закрытию» других сетей пока замечено не было.

Тут стоит еще немного отвлечься и сказать вот о чем. Во многих соотечественниках по сию пору жива советская привычка не иметь выбора. И бояться его. Рассказываешь бабушкам и дедушкам, куда пойти за выгодными покупками, а те отвечают: «Да на что оно нам нужно? Рядом с домом все купим».

Года, однако, с 2010-го общая ситуация медленно, но верно стала меняться. Появляется все больше людей, стремящихся тратить деньги не на что попало, а на качественные товары. Отвечая предложением на спрос, в регионы активно внедряются федеральные сети. Согласно такому раскладу, в Воронеже материализовались супер- и гипермаркеты «О’Кей», «Ашан», «Лента», «Европа».

Они и решают вопрос того самого выбора: больше сетей – больше вариантов для потребителя. И в этом аспекте желание «принять меры по закрытию» не в столице рожденного «Магнита» читается вполне однозначно: ситуация может нравиться только тем, кто извлекает из нее прибыль. Вид имо, удальцы пропустили мимо ушей верховную рекомендацию, ставшую классикой – «перестать кошмарить бизнес»…