Газета,
которая объединяет

Приманка для инвестора

Как привлечь в регион большие деньги
Рубрика: Экономика№ 82 (1656) от
Автор: Александр Пылев

Минувший год для местной промышленности был успешным. Индекс ее производства вырос на 30% – это лучший показатель в РФ. И что особенно важно, высокие показатели дали не только сфера электроэнергетики и строительство НВАЭС-2, но и непосредственно предприятия.

При этом производительность труда на воронежских заводах выросла за год на 12% (по России – лишь на 3%). А число убыточных компаний в регионе снизилось с 30% – до 20%. Параллельно повысился и оборот розничной торговли – на 20%. А реальные доходы населения – на 6%.

Не секрет, что важнейшую роль в развитии экономики города играет привлечение инвесторов. Причем не просто в реконструкцию имеющихся промышленных мощностей, но и прежде всего в строительство новых предприятий. Пожалуй, самый яркий пример подобных вложений – Масловская индустриальная зона. В следующем году там будет окончательно завершено строительство инженерной инфраструктуры. Но уже сейчас практически вся ее земля раскуплена или арендована резидентами: зарезервированными остаются только порядка 90 гектаров под потенциальных инвесторов, готовых построить производство светодиодной техники.

Куда же двигаться дальше? За счет чего привлекать новые инвестиции в развитие промышленности Воронежа и его городского хозяйства? Этим вопросам была посвящена встреча журналистов региональных СМИ и вице-губернатора Александра Гусева.

Он отметил, что правительство области уже запланировало расширение Масловской зоны. Очередной индустриальный парк должен появиться рядом с ней, на землях Каширского района. Он будет значительно больше нынешнего. Планируется, что на территории порядка 400 гектаров может появиться особая экономическая зона. Гусев подчеркнул: переговоры об этом с правительством РФ уже ведутся, а соответствующий пакет документов – готовится.

– Это будет иметь особое значение для машиностроительных компаний, – сказал вице-губернатор. – В их производстве немало импорта, а продукция зачастую идет на экспорт. Поэтому таможенные льготы станут для них существенным подспорьем.

Александр Гусев убежден, что практически все крупнейшие муниципальные предприятия должны быть акционированы и проданы эффективному собственнику. Это придаст качественно новый импульс их развитию.

Активы муниципальных предприятий

– Если говорить о Горэлектросети, то я сторонник того, чтобы эта компания ушла в МРСК Центра, – подчеркнул вице-губернатор. – Сама она сейчас имеет прибыль 30 млн руб. в год. На эти деньги невозможно нормально развиваться – учитывая размеры Воронежа. И если стоять на месте, то через 3-5 лет мы не сможем развивать уже сам город: у нас просто не будет хватать мощностей. А у МРСК Центра инвестиционная программа по области составляет 2 млрд руб. Компания не против покупки Воронежгорэлектросети. Но правительство хочет комплексно провести реализацию муниципальных сетей: то есть продать не только городские, но и сельские. Ведь в ряде районов ситуация намного сложнее, чем в областном центре.

Александр Гусев высказался также за продажу Воронежтеплосети структурам ОАО «Газпром». Что касается Водоканала, то там, по его мнению, эффективная схема взаимодействия с инвестором уже установлена.

Также вице-губернатор считает, что муниципальный транспорт вполне можно акционировать, но контрольный пакет необходимо оставить у города: частники не должны монопольно осуществлять перевозки пассажиров.

– Муниципальные предприятия, занимающиеся содержанием дорожной сети, также могут быть акционированы. А вот те, которые осуществляют уборку территории, пока должны оставаться городскими, – сказал Александр Гусев. – Для них важно выйти на правильные отношения с управляющими компаниями по разделению сферы ответственности и территорий.

Маршрутная сеть

– Ежегодно частные перевозчики Воронежа получают около 3 млрд руб., – отметил вице-губернатор. – Хотя в этой сумме часть денег явно не учтена. Этот расчет делается исходя из 250 млн перевозок в год, хотя реально их – 350 млн, и часть оборота является теневой. Но даже если мы говорим о 3 млрд руб., то перевозчики как потенциальные инвесторы имеют возможность ежегодно вкладывать до 10% от оборота в свое развитие. С учетом окупаемости таких вложений в течение шести лет, мы получаем общий объем инвестиций порядка 2 млрд руб. Считаю, что эти деньги должны быть разово вложены в обновление подвижного состава, систему организации движения пассажирского транспорта и т.д. В частности, на них можно купить 500-600 новых автобусов. Кто будут эти инвесторы? Я думаю, надо ориентироваться в основном на существующих перевозчиков. Но при этом необходимо провести новую компоновку маршрутной сети. И при сдаче их в аренду выставлять на аукционе в лоте не 3-5 маршрутов, а больше. Чтобы в бизнес приходили люди, готовые вкладывать в проект масштабные средства. Более того, одним из условий участия в конкурсе на аренду городских маршрутов должно быть использование техники не старше 3 лет. Это мое предварительное мнение, более детально можно сказать после тщательного изучения ситуации.

Качественный аэропорт

– Сейчас там идет смена собственника. Бывший основной акционер его вообще не развивал, – убежден вице-губернатор. – И второй крупный собственник, имеющий 35% акций, тоже. Только сидели и ждали, чтобы на них упала «золотая капля». Сами они ни копейки за четыре года не вложили в аэропорт и ничего полезного не сделали. Хотя правительство области регулярно предлагало им различные схемы… Для нас аэропорт – всеобластной стыд. Иметь такой аэровокзал в динамично развивающемся регионе, в городе-миллионнике – нельзя. Мы из-за него теряем инвесторов, когда люди напрямую не могут прилететь сюда и вынуждены добираться из Москвы. Или когда, прибывая из Германии, они попадают из мюнхенского аэропорта в воронежский и у них существенно портится настроение.

Кадры

– Главное преимущество Воронежа в борьбе за инвесторов – кадры, – отметил Александр Гусев. – Мы много говорим о хорошей логистике, о разветвленной транспортной сети, но сами инвесторы выделяют прежде всего именно этот аспект. Поэтому необходимо данное преимущество развивать. И городские, и областные власти не должны дистанцироваться от проблем вузовского сектора. Мы должны помогать выстроить более тесную связь учебных заведений и действующих предприятий, развивать систему высшего образования с точки зрения новых образовательных технологий, а также – искать новые подходы в части мотивации студентов к получению прикладных знаний. Главная беда сегодняшних выпускников, по мнению работодателей, достаточно долгий период адаптации к условиям реального производства.