Газета,
которая объединяет

Крылья большого таланта

Творческая судьба воронежца Александра Шакина
Рубрика: от
Автор:

В ближайшее время в Воронеже в нескольких учреждениях культуры состоятся творческие вечера самодеятельного композитора Александра Шакина. Публике будут представлены новые вокальные и инструментальные циклы музыканта. Но о самом Шакине широкой аудитории пока известно мало. О том, кто он, чем занимается и почему его творчество высоко оценивают самые маститые российские композиторы, рассказывается в этом очерке.

В 1996 году кинорежиссер Василий Панин снимал в Воронеже фильм «На заре туманной юности» по роману Владимира Кораблинова «Жизнь Кольцова». Когда съемки закончились, в здании воронежского драмтеатра состоялся праздничный ужин с участием именитых артистов. Свои песни для собравшихся в тот вечер исполнял воронежец Александр Шакин, который на съемках был задействован в массовке.

Есть прием!

Сначала Александр планировал спеть одну-две песни и откланяться. Но москвичам настолько понравились проникновенное исполнение Шакина и его сильный голос, что аплодисменты звучали не прекращаясь. Сначала к певцу с рюмкой в руке подошел, вытирая слезы, народный артист Виктор Павлов и сказал:

– Пью за ваш талант! Так, как вы… не поет никто! Я потрясен! Нет ли записи этих песен? С удовольствием слушал бы их каждый день.

В ответ Александр только развел руками. К такому повороту событий он был не готов.

– Жаль, жаль, – посетовал Виктор Павлович. – Как же так? Такие изумительные песни, а записи нет.

Поскольку столичная публика упорно требовала продолжения концерта, Шакину пришлось, вытирая со лба пот, солировать дальше. Банкет набирал обороты. Один за другим звучали тосты в честь лидеров отечественной культуры. Неожиданно в элитной обойме имен прозвучала и фамилия «Шакин». И снова звучали его песни. Александр вытирал с лица капли пота, а слушатели – слезы восторга.

Во время очередного перерыва к Александру приблизился заслуженный артист России, лауреат государственной премии Аристарх Ливанов с уже неоднократно прозвучавшим до него вопросом о записи песен. Александр мысленно в который раз сделал сам себе выволочку и развел руками.

– Такие песни должны выпускать в нашей стране самыми большими тиражами! – резюмировал Аристарх Евгеньевич.

О подобном приеме самодеятельный певец не мог даже мечтать. Но судьба, сделав несколько шагов навстречу его таланту, на месте не остановилась. Уже под занавес банкета к Шакину подошел народный артист СССР Евгений Дога и спросил:

– Молодой человек, это ваши песни были?

– Да, мои…

– А вы состоите в Союзе композиторов? – последовал совершенно неожиданный вопрос.

– Нет, не состою, – растерянно выдавил из себя Александр.

– Приходите завтра к десяти утра в воронежское отделение Союза композиторов, я вас буду там ждать…

– Это обязательно?

– Конечно! – повысил голос Евгений Дмитриевич. – У вас такие прекрасные песни, а никто о них не знает!

Мнение маэстро

На следующий день Шакин направился в сторону Каменного моста, стараясь догадаться, что за встреча его ожидает. Не может ли случиться так, что мнение маэстро уже изменилось? Только Александр открыл дверь помещения Союза композиторов, как прозвучал радостный голос Доги:

– Вот тот самый парень – настоящий композитор, музыкант и певец! Чертовски одарен! Вы должны ему помочь!

– Постараемся, – пообещал собеседник не очень уверенно.

Как оказалось, это был тогдашний председатель воронежского отделения Союза композиторов Евгений Трембовельский. Начались расспросы. Евгения Дмитриевича и Евгения Борисовича интересовало, как пришел Александр к музыкальному творчеству, какое у него музыкальное образование.

– Лучше рассказывайте по порядку, – попросил Дога, – кто вы, откуда, что лежит на душе…

Александр засмущался. Но Евгений Дмитриевич его приободрил:

– Говорите, Саша, как братьям! Тут все свои…

Крутой характер

Пришлось Александру рассказать, что родился он второго октября 1951 года в городе Мцхета, куда его мать, Валентину Васильевну, распределили после учебы на работу. В Грузии мама трудилась в общепите. Последняя ее должность – заведующая столовой в городе Гори. Там она познакомилась с двухметровым красавцем – председателем колхоза «Родина Сталина» Караманом Соломоновичем Глуржидзе. От их союза и родился он, Александр, и сестра Людмила.

Поскольку отец был со времен детства личным другом Иосифа Сталина, не раз спасал ему жизнь, его в 1955 году арестовали. Осудили одного из последних представителей княжеского рода Картвели по 58-й статье. Отношение сто стороны властей к Валентине Васильевне после этого резко изменилось. Она начала писать родителям в Новохоперск письма, что вернется к ним сразу, как только ее отпустят. Но дожить до долгожданного момента Валентине Васильевне так и не удалось. В 1957 году она умерла.

За осиротевшими внуками приехал из Новохоперска дед, столяр Новохоперского маслозавода Василий Прохорович Шакин. Смену места обитания шестилетний Сашка воспринял с оптимизмом. Тем более, что Новохоперск очень сильно напоминает Гори. Такие же склоны, подъемы, простор…

Обжившись в доме №1 на улице Казачья гора, Александр начал проявлять заложенный в генах крутой характер. День-деньской пропадал на озере Селиванова яма. Тем более, что вся эта экзотика рядом. Пробежал по Мамаеву протоку и – вот она знаменитая казачья река Хопер!

Дед понял, что справиться с кавказскими княжескими замашками внуков ему уже не под силу, и определил Сашку и Люду в интернат в селе Красном – том самом, в котором композитор Сергей Рахманинов сочинял свои знаменитые музыкальные произведения. Записали Людмилу и Александра на фамилию матери – Шакины. В интернате была хорошая художественная самодеятельность. Александр успел себя в ней проявить, до того как его, сестру, а еще – Николая Рыженкова и Нину Шатову забрали в 1967 году на учебу в Воронеж в только что образовавшийся музыкальный интернат на улице Газовой.

Новая жизнь

Преподаватели считали Сашу вундеркиндом, поскольку он обладал феноменальной музыкальной памятью и идеальным слухом. Предметов было много. Но Александр относился со всем почтением только к горячо любимой музыке. Все остальное его абсолютно не трогало, не волновало ни в малейшей степени. Короче говоря, сразу после урока музыки краса и гордость интерната Александр Шакин сбегал. Садился на трамвай №3 и ехал до железнодорожного вокзала. Потом – обратно. И так целый день! Руководство интерната сделало все, что могло, и отчислило драчливого прогульщика Шакина, несмотря на его одаренность. Но ему повезло…

Продолжать учебу с четвертого до восьмого класса Александру пришлось в интернате №4 в ставшем родным Новохоперске. Этот Интернат славился своим духовым оркестром, которым руководил легендарный Григорий Дмитриевич. Под его опекой Шакин изучил нотную грамоту, научился играть сразу на нескольких духовых инструментах, что тогда гарантировало определенный заработок.

Однако в мечтах мальчишке грезились корабли, моря и дальние страны. Поэтому он поступил на учебу по специальности рулевой-машинист в Волгоградское речное училище. Два с лишним года после окончания училища Александр плавал матросом-мотористом по Волге. Благодаря ему плавмагазин, на котором он трудился матросом-мотористом, обрел музыкальную славу.

Пять тысяч за песню

В 1973 году Александра призвали в армию. Служить пришлось в воронежском батальоне сопровождения воинских грузов на железной дороге. За два года Шакин объездил всю страну – от Калининграда до Владивостока. И понял, что душа его вольготнее всего чувствует себя на Кубани. Целых одиннадцать лет проработал Александр директором РДК в станице Гривенской. В станице Ново-Николаевской организовал рок-группу «Движение», которую знали и любили по всему черноморскому побережью. Именно в те годы Шакин стал лауреатом всесоюзного конкурса как руководитель и солист агитбригады. С Кубани судьба забросила в 1985 году Александра Шакина на нефтепромысловые вышки Севера. Хотелось заработать на свою грампластинку, но не получилось.

В 1989 году приехал Александр к сестре в Воронеж. Вместе с друзьями они отправились отдыхать на Усманку. Поставили рядом с Боровым палатку. За несколько часов Александр сочинил романс на стихотворение своей сестры, Людмилы Ворониной, «Нежный взгляд твой с поволокой». Когда стемнело, разожгли костер. Зазвучала гитара. Дуэтом Александр и Людмила исполнили для друзей новую песню. Из тьмы стали подходить группки цыган. Как оказалось, рядом расположился цыганский табор, который почти целиком как магнит притянул к себе никогда ими не слыханный романс. Когда затихли последние аккорды, цыганский барон сделал Шакину предложение:

– Плачу за этот романс пять тысяч долларов.

– И что дальше? – спросил Александр.

– И ты его забудь! Он будет мой!

Сделка, естественно, не состоялась.

– Я никому никогда не предлагал таких денег за песню и не предложу, – сказал барон, – ты подумай!

Вот какой парадокс… любое выступление Александра Шакина неизбежно превращается в его триумф. Люди плачут. Буквально заваливают его цветами. Но имя его до сих пор мало кому известно. С большим успехом в свое время с песней Шакина «Когда душа в бессилии страдает» выступил лауреат всероссийского фестиваля Рахим Рахманов. В активе Александра Карамановича десятки прекрасных песен на стихи Сергея Есенина, блистательный инструментальный цикл «Этюды любви» из 19 пьес, которые способны украсить собой любой концерт, любой кинофильм.

– Прямо напасть какая-то, – жаловалась в свое время жена Александра, Татьяна, тогда еще живому другу семьи заслуженному артисту России Александру Токмакову, именем которого теперь назван фестиваль, – все восторгаются песнями Саши, его голосом, а дорога к большой эстраде наглухо перекрыта!

– Ничего, – вновь и вновь повторял Токмаков, – вот увидишь, уйдут калифы на час, придут в культуру новые люди, вот тогда и наступит время Александра Шакина!