Газета,
которая объединяет

Индия на Плехановской

В Доме архитектора развернута выставка Юрия Кузнецова
Рубрика: Культура№ 69 (1351) от
Автор: Анна Жидких

Масштабные живописные полотна, занявшие два выставочных зала Дома архитектора, – результат серьезной творческой работы автора не местного, оттого – воронежцам не знакомого. Юрий Кузнецов, постигавший изобразительную науку на художественно-графическом факультете Курского пединститута, живет и работает в Тольятти.

Путешествие его картин в Воронеж – не самое грандиозное перемещение авторского «эго» в пространстве. Юрий, несмотря на свои довольно молодые лета, уже и до Индии успел доехать, пожить там какое-то время и, соответственно, поработать. Результатом чего явились картины, предложенные нынче воронежскому зрителю.

– Серия работ, сделанных в Индии, мне очень нравится, – делится впечатлениями от выставки директор Дома архитектора Наталья Никонова. – Она хорошо передает тамошнюю колористику: знаменитую индийскую жару, особенности пейзажей – Индия действительно такая, как у Кузнецова. Работы его, конечно, не все однозначны, но общий их уровень очень достойный.

Интерпретация художником действительности, будь он стократно реалистом, хороша не копированием объекта (чисто физической похожестью), но – собственным отношением к нему. В этом смысле Юрий Кузнецов – определенно состоятелен. Ему удалось адекватно передать восприятие россиянином индийской экзотики – с ее пряностью, пышностью, некоторой колористической и фактурной избыточностью. Любопытно, что при том художник не довольствуется констатацией факта, пусть и эмоциональной; он пытается комбинировать впечатления – и тогда получаются работы на стыке одного «изма» с другим. В этих случаях впору говорить о некой театральности, карнавальности картины, той декоративности, которая выявляет не амбициозное авторское стремление выдать на-гора все технические умения и умственные способности, а интеллект художника. А еще о довольно напряженной внутренней работе, отмеченной подобными исследованиями.

С пониманием восприняла я и поиски формального толка: некоторые полотна как бы испещрены линиями-трещинками, отсылающими во времена оны – такой стилизационный флер древности, то есть вечности, к которой неровно дышит всякий творческий человек. Поэтому ничего дурного в подобных экспериментах нет: становление художника, его взросление (не только творческое – личностное тоже) – процесс поэтапный. Этапы же могут быть самыми разными: тут, как говорится, – на вкус и цвет…