Газета,
которая объединяет

Спуститься с небес

Рубрика: Колумнистика№ 36 (1611) от
Автор: Анна Жидких

Отставка руководителя областной культуры Ивана Образцова напомнила с фатальной однозначностью: приоритеты расставляет сама жизнь, а не люди, сочиняющие планы и отчеты об их исполнении. Ну кто бы мог подумать, что опрос, посвященный уходу Образцова и выбору его преемника, вызовет в стане городской интеллигенции натуральный переполох!..

Впечатление, что тема касается если не каждого, то – через одного: обсуждение, инициированное одним из культурных сайтов, набирает обороты, что ни день. Масла в огонь плеснуло позавчерашнее письмо губернатору Алексею Гордееву директора театра оперы и балета Игоря Непомнящего, открытым текстом заклеймившее особенности, скажем так, образцовского правления. Дескать, деньги учреждениям культуры выделялись по весьма сомнительным принципам, без учета реальных потребностей. Выкладки в цифрах – прилагаются.

Насколько справедливы эти обвинения, судить не мне: есть эксперты, облеченные соответствующими должностными полномочиями. Со стороны же ясно одно: анализировать чьи-­либо деяния в пустой след – дело, попахивающее если не дурно, то странно. «Рулил» Образцов – тогда и нужно было (если действительно нужно) его разоблачать. А махать после драки кулаками… Чего ради?

Ответ очевиден, но сейчас, при всей важности аспекта, не о нем. А о полемике насчет нового культурного начальника: спасибо, это заочный спор, иначе кровь бы пролилась! Столько эмоций, яду, визгу и т.п. Люди-­то мы – культурные…

Прочитала я все опубликованные комментарии. Изучила имена кандидатов «от народа». Заподозрила, что некоторые из авторов сообщений самым тупейшим образом превозносят и пиарят себя, любимых. И, знаете, ничего страшного в том не усмотрела: если «звезды зажигают – значит, это кому­-нибудь нужно». Кому – дело в нашем случае никак не принципиальное, честное слово.

Во главе угла – массовое переживание на заданную тему. Не припомню, чтобы смена руководства в областном здравоохранении (происходившая с гораздо большей, чем в культуре, частотой) так взволновала бы умы представителей общественности! Даже образовательные перипетии с меньшим резонансом обсуждались. Получается, культурой общество «болеет» сильнее, чем той же медициной?

Как сделать сферу цивилизованной? Лишенной пороков, вскрытых откровением Непомнящего? Кому доверить срочное наведение порядка? Фигуранты, называемые пользователями сайта – сплошь управленцы (в подавляющем большинстве – из команды «отставного» Образцова) и актеры. Писатели, художники, музыканты активистами дебатов не рассматриваются как класс. А почему, собственно?

А потому: культурные деятели Воронежа существуют на удивление разрозненно друг от друга. И просто­-напросто не в курсе, кто из профессионалов смежных отраслей достоин доверия культурной «общины». Ни разу на театральной премьере (местной, не на провинциальный «чес» приехавшей) я не видела художников. На выставки которых, в свой черед, не ходят актеры, режиссеры и музыканты (незабвенная Вера Марковна Теплитская, светлая ей память, была едва ли не единственной белой вороной). Творческие вечера, выступления литераторов, даже маститых – клубы по узким интересам. С музыкальными концертами – почти то же самое. Стоит ли удивляться, что, скажем, люди театра не подозревают о существовании харизматичных и умных лидеров текущего культурного процесса, которые проявляют себя не на подмостках?

В сетевом перечне претендентов есть настоящие мастера, по заслугам любимые публикой, причем не только воронежской. Вспоминается тут, однако, довлатовская байка про выборы на верховную писательскую должность. Помните: в прениях представительного совещания в начальники выдвинули гражданина N – с той мотивировкой, что он, дескать, большой писатель. «Ну и что? – искренне удивился оппонент. – Слон – тоже большое животное, но мы же не предлагаем ему на этом основании возглавить кафедру зоологии?..»

Где взять руководителя, способного понимать интересы, законы и механизмы существования (и развития!) не какого­-то одного культурного цеха, но – всех и каждого? В Воронеже! Стоит только спуститься с административных высот на грешную землю: там, чаще всего не на виду, трудятся люди, которых называют энтузиастами своего дела. И у которых в «карьерных» мечтах – не только личный успех. Педагоги, библиотекари, музейщики, руководители творческих коллективов; есть среди них, поверьте, и высококлассные, и эрудированные, и глубоко порядочные. В этом, «земном» срезе таковых гораздо больше, чем в коридорах любой власти.